1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся;
позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда - ты прекрасно
знаешь об этом - старшие не могут позволить себе отдыха.
2. Нельзя смеяться над старостью и старыми
людьми – это величайшее святотатство...
3. Нельзя вступать в пререкания со взрослыми
людьми, особенно стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности
скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советую старшие; если
у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай,
рассуди, чтобы не обидеть.
4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя
нет той или иной вещи...
5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то,
что она не даст себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье...
Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в веши, которую тебе дарят,
мать отказывает себе...
6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни
на глазах у них, ни где-то в стороне...
7. Нельзя оставлять старшего родного человека в
одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя;
в радостные дни
праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое
обращение, - бывает, единственная радость ее бытия;
чем ближе закат
человеческой жизни, тем острее переживается горесть одиночества;
оставлять
одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже
станешь стариком, бесчеловечно, дико;
помни, что в жизни человека наступает такой
период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у
него уже не может быть.
8. Нельзя
собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простившись с
ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо
оставаться.
9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего,
нельзя сидеть, когда стоит взрослый,
особенно пожилой человек или женщина.
10. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается
старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а, расставаясь -
пожелать доброго здоровья: в этих правилах этикета заключается глубокая
внутренняя сущность - уважение человеческого достоинства.
(Из книги «Нравственное
воспитание школьников» на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского.
«Уроки сосредоточивания ума»).