Проблема взаимодействия ребенка с
одноклассниками подчас может обернуться серьезными неприятностями вплоть
до ломки его характера и возникновения психических отклонений. Именно
поэтому сразу при возникновении таких трений между вашим ребенком и
школьной средой лучше разобраться, в чем именно проблема, и как ее можно
решить.
Прежде всего, необходимо понять, что позиция «дети сами должны
решить проблемы между собой» является чистым мифом. Межличностные обиды
действительно лучше решать без привлечения прочих участников. Совершенно
иная ситуация, когда против ребенка – сразу весь класс, или группа
детей, или же когда силы в конфликте попросту неравны. Срочное
вмешательство психолога, родителей или учителей необходимо.
В первую очередь подвержены тому, чтобы стать «чужаком» в классе
дети с физическими отклонениями в развитии, то есть - инвалиды, дети с
врожденными аномалиями, умственной отсталостью или психическими
отклонениями. Дети с такими затруднениями часто становятся изгоями не
только в классе, но и для своих родителей, которым, зачастую, важнее то,
как выглядят их дети со стороны, чем то, что происходит с их внутренним
состоянием.
К тому же, дети могут невольно поспособствовать «травле», как со
стороны одноклассников, так и со стороны преподавателей своим
провокационным поведением, некоторой агрессивностью, импульсивностью.
Дети, столкнувшиеся с такими проблемами часто обладают значительно
меньшей физической силой, чем агрессоры. Они выглядят неуверенно, более
пассивно. Такие школьники часто имеют слишком тесные связи с родителями,
близкими родственниками.
Если ваш ребенок практически ни с кем не общается, у него нет
друзей в школе, он подвергается насмешкам, побоям, его вещи
уничтожаются, а одежда часто оказывается порванной, следует выяснить, не
стал ли он жертвой, объектом общей неприязни в классе.
Родителям важно не только поддерживать ребенка, но и обучить его
быть более решительным, защищать себя. В конечном счете он научится
самостоятельно справляться с такими трудностями, и при этом ребенок
будет ощущать защиту своей семьи. Стоит чаще хвалить и поощрять его
поступки, даже самые незначительные (хотя и здесь надо знать меру). Тем
самым будет повышена его самооценка и создано ощущение успешности.
Если ребенок страдает от реальных физических дефектов, к этому стоит
относиться спокойнее и не заострять на этом внимание, потому что дети
отлично ощущают состояние и настроение родителей, становясь его
своеобразными индикаторами. Нужно, чтобы ваш ребенок понимал, что вы
по-настоящему любите его, и готовы принять его таким, какой он на самом
деле. В силу особенностей своего внутреннего мира дети часто приписывают
ошибки родителей самим себе, например - "Если меня так долго не могут
излечить, значит, я плохой".
Когда ваш ребенок будет иметь достаточно высокую самооценку и
уверенность в себе, его уже не заденут чужие оскорбления. В результате
он будет игнорировать своих обидчиков и им будет уже не так интересно
его дразнить.
Том случае, если вы собираетесь разбираться с агрессорами, то вам
нужно не только серьезно с ними говорить, но и прояснить их личную
ситуацию в их семьях. Агрессорами чаще всего становятся те дети, которых
постоянно подвергали унижению и насилию, возможно, их семьи являются
неблагополучными.
Главное, что нужно запомнить - насилие порождает насилие, и жертва в
одной ситуации может стать обидчиком в другой. Обычно, нападающие
получают приятные ощущения от своей роли, так как у них получается
вернуть себе чувство силы и контроля над положением.