Масленица — древний славянский праздник, доставшийся
нам в наследство от языческой культуры. Она справляется за семь недель
до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Это —
весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла,
весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы,
имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой
символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Возможно,
блины были и частью поминального обряда, так как масленице
предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам
усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси
христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица
продолжала жить.
Её встречали и провожали с той же неудержимой
удалью, что и в языческие времена. В старину Масленица считалась самым
весёлым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало
земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так фатально привязаны к
земледельческому циклу, как наши предки, Масленица — хороший повод
повеселиться.
Доживём до понедельника
Само слово
«масленица» появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что,
кроме многочисленных ласковых имён для всей недели («касаточка»,
«сахарные уста», «целовальница»), придумали названия и для каждого из
семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого
угощает.
Понедельник назвали
встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают
куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое
множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.
В
этот день свёкор со свекровью отправляли невестку на целый день, с
самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает — погостить-отдохнуть,
ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в
понедельник свёкор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За
блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни
визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.
В старину царь
Пётр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С
этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях
качалось, с гор мчалось.
Кто хочет хотя бы отдалённо представить,
как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние её
дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление
1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но
весельем зарядит.
С понедельника начинали печь блины. Кажется —
чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу
самостоятельно, с утра пораньше приходила тёща, чтобы научить дочерей
печь хорошие блины.
Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с
ними, с блинами (хотя у тёщ они почему-то всегда получаются вкуснее), но
ведь «простую радость человеческого общения» ничем не заменишь. К тому
же лишний почёт тестю с тёщей не помешает.
Все знают пословицу
«Первый блин комом». А, собственно, почему — разве дело только в
непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших
родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: «Честные наши
родители! Вот для вашей души блинок!»
Хорошее правило — поминать,
вспоминать не только в отведённые для этого дни, но и перед весельем:
не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в
пословице: «комом» — значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если
забуду, кому первый блин.
Второй день Масленицы, вторник,
называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые
снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний
приют зимы), и девичья потеха — качели, и скоморошьи частушки…
Главное
в заигрышах — любовная тема. Молодожёнам разрешалось даже целоваться
прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе
поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки,
засылались в нужные дома специальные «позыватки», родители пекли горы
блинков — чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились,
пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.
Третий день Масленицы, среда —
лакомка. В этот день зятья к тёщам приходят на блины. К счастью, в
современных семьях зятьёв немного — в лучшем случае, один-два. А раньше
накормить полдюжины зятьёв было делом разорительным. Отсюда и присказка
«Масленица-объедуха — денег приберуха». Но ничего не попишешь: «хоть
себя заложи, а Масленицу проводи!»
Тёщины блины — это по обычаю
целый пир. Уж каких только не напечёт — и маленьких, и больших, и
молочных, и пряженых, и с икрой, и с селёдочкой. А уж о напитках и речи
нет — только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка —
родная кровь, ей потом выслушивать.
Едва все приходят в себя после визита к тёще, как наступает четвёртый день — широкий четверг.
Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе,
катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве
теперь уж точно по домам не пойдёшь: никто дверь не откроет. Но в
деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: «Трынцы-брынцы, пеките
блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!»
Гостевания продолжаются — с подарками, с хмелем, ведь не все коту
Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.
Пятый день Масленицы
называется выразительно — тёщины вечерки. Теперь уж зять тёщу блинами
угощает. Да не просто если та зайдёт, а с предварительным приглашением.
Чем сильнее зазывал зять тёщу, тем больше оказывал ей почёта. Говорят,
«у тёщи зятёк — любимый сынок». Вот он и доказывает, что так и есть. А
чтобы тёще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть
посмотрит, как зять тёщу привечает.
Шестой день этой разгульной недели
— золовкины посиделки (золовка — сестра мужа): невестка дарит золовкам
подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы — и окончательно прощались
с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
И вот завершающий день — прощёное воскресенье,
проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается
гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела,
чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках
разводят костры — лёд растопить, холод уничтожить.
У масленичного
костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много
песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьёз. Подбрасывая солому в
огонь, молодёжь вела себя более бурно и выкрикивала: — Убирайся вон,
рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!
Кидали в костёр
блины — «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей,
старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с
ними и тёщ — «Тёща, люли, поджаривай блины!».
Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.
Это
день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват». —
«И ты меня прости». — «Бог простит». Прощение сопровождалось взаимными
поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших.
Молодожёны обязательно приезжают к тестю с тёщей, к свёкру со свекровью,
привозят подарки. Кумовьёв тоже надо одарить. Крестники навещают
крестных.
Прощёное воскресенье — это ещё и день поминовения.
Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на
могилах блины.
По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья — начнётся Великий пост.
В
принципе все эти милые развлечения с лёгкостью повторимы сегодня: на
санках мы катаемся всю зиму, да и блины — чрезвычайно аппетитное блюдо.
Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо
забывать о них и все остальные дни года.
Каждая хозяйка имела
свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей.
Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие — во всю
сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и лёгкие. К ним подавались
разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.