Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не
ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в
школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и
внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные
имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в
дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме
того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах
в классе, школьных предметах, педагогах. Регулярно беседуйте с
учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и
взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с
учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего
ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его
школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для
беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем
раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое
стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь
ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия,
прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется
беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно
поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и
уважением к своему учителю. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка
со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен
расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость —
как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою
радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но
выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и,
если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им
домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не
устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше
можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за
плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным
проблемам. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и
быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях.
Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом
и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы
узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь
информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах,
установленных в школе и классе, различных возможностях обучения,
предоставляемых школой вашему ребенку. Помогайте ребенку выполнять
домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с
ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания,
полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет
вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой
интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое
для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к
вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти
ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Помогите ребенку
почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните,
что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его
интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к
фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по
которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно
превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые
возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в
школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать
необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое
количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. Особенные
усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную
атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие
события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание
каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую,
могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой
возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в
домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни
вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
С сайта ПРЕКОНТАКТ