Шестиклассники (дети 11-12 лет)
характеризуются резким возрастанием познавательной активности и
любознательности, возникновением познавательных интересов.
В этот
период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки
его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и
будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и
социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и
гороскопы.
Многие исследователи рассматривают этот возраст как период
«зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми).
Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих
проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их
связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена
шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в
школьную программу.
Очевидно, что эта любознательность отражает
увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает
свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для
«подпитки» чувства взрослости.
В это время школьные интересы уступают
свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с
учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят
за рамки школьной программы (Дубровина И.В., 1991). Вместе с тем эти
интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность
в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще
не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может
позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих
личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный
выбор.
МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ
Специфика
интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом
обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают
повод для общения, его содержание и средства. В значительной части
случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если
хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает
действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например,
какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в
моде).
С этим связана и характерная для подростков «мода на
интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь
класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно
гаснет.
Подобная «мода» может причудливо соединять в различные
комбинации самые разные интересы - от достаточно возвышенных до простых и
даже вредных. Известны, например, случаи, когда детская токсикомания
возникала вследствие появившейся в школе моды нюхать различные бытовые
химические препараты.
Нередки случаи, когда мода перерастает в
подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный
характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.
Своеобразной
чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда
интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный
характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в
более старшем возрастах, но наиболее часто - в 11-12 лет.
В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ
«Сверхценными»
могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть
любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно
достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных
конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут
приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого
служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и
т.п.
Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников.
Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным
ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей
в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные
направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к
определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной
жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в
соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы
ответом на многие мучающие подростка вопросы.
Известный рок-музыкант
Ди Снайдер пишет по этому поводу: «Слушая рок-н-ролл - и притом
громко... я хоть на время находил спасение от неуверенности и сумятицы
чувств» (Снайдер Д. Практическая психология для подростков. М., 1995).
ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ
Подростку
становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим
связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное
отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще - в
начале старшего подросткового возраста.
Как уже отмечалось, значение
интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию
во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и
полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии
каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может
повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие
какого-либо интереса у школьника.
Влияют на отсутствие интересов у
детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках,
спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость
средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и
др.).
Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей
атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и
наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам,
поддержкой увлечений школьников.
Нередко интересы школьника быстро
гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для деятельности в
новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или
недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в
самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки,
обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития
интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие
интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к
«отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за
любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и
чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной
контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются
в особом внимании и родителей, и педагогов.
«Ключом ко всей проблеме
психологического развития подростка является проблема интересов в
переходном возрасте, - писал Л.С. Выготский. - Все психологические
функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не
автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые
определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и
интересами» (Выготский Л.С., Сочинения, т. 4, с. 6).
ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ
Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.
Знания,
которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех,
которые он получал в начальной школе. Там знания в основном
соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы
связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило,
опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются
специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и
различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями.
Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.Как
отмечает Л.И. Божович, «...бросается в глаза наличие как бы
сосуществования в сознании учеников полученных в школе знаний с теми
представлениями и понятиями, с которыми они приступают к обучению.
Основным способом объяснения остается для них прежнее «донаучное»
объяснение... однако формально, «для учителя», они привлекают и новые
знания, которые остаются в их сознании обособленными, связанными с их
прежними представлениями через союз «и»... Система научных понятий,
данная в учебной дисциплине, оказалась для школьника самостоятельной
действительностью, отгороженной от реальных законов природы плотной
стеной школьного знания» (1968, с. 311-312).
Одна из основных причин,
как и в первом случае, - низкий уровень развития познавательной
потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности,
понять реально существующие причинно-следственные связи.
Формализм в
усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие
познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме
того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и
его повышенной утомляемости.
Анна ПРИХОЖАН,
доктор психологических наук